Самое удивительное и мудрое, что создало человечество — это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача: помогать людям, понимать друг друга при общении, в общей работе.
А.А.Котепахова
Пути популяризации кабардинского языка в преподавании родных языков
Самое удивительное и мудрое, что создало человечество - это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача: помогать людям, понимать друг друга при общении, в общей работе.
Наш родной кабардинский язык – развит и богат. Это национальный язык кабардинского народа. Сколько национальностей проживает на территории Кабардино-Балкарской республики? И большая часть из них, знают или же стремятся узнать и выучить этот язык, который занимает 2 место по сложности во всем мире. Какой долгий путь развития прошел наш язык, начиная от настенных рисунков и заканчивая алфавитом? Какое количество людей работало над его усовершенствованием, пока он не стал таким, каким он дошёл до нас?
Задумываемся. И понимаем, что кабардинский язык в наше время является сложным предметом. Но все же в современное время знание родного языка является обязательным, и достоин любви и пристального изучения. Восхищаемся его изумительной красотой, когда читаем стихи и художественную прозу таких поистине великих поэтов и писателей, как А. Шогенцуков, Ш.Ногмов, который создал кабардинский алфавит, А.Кешоков, Адам Шогенцуков и др.Благодаря им кабардинская литература получила своё развитие.
Я как учитель кабардинского языка и литературы стараюсь стремиться к тому, чтобы учащиеся овладевали универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, необходимо каждому учителю и на каждом уроке; идти в ногу со временем и обучение языку, культуре, литературе и фольклору кабардинцев строю на основе современных требований к образованию.
Основываясь на требованиях ФГОС, конструирую свои уроки с таким расчетом, чтобы учащиеся овладевали предметными и метапредметными компетенциями.
На своих уроках я использую разнообразные приемы и методы. Например:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на кабардинском языке на основе работы с материалом учебника.
-оформлять свои мысли на кабардинском языке в устной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других, читать по слогам; выполнять различные роли, тестовые задания, опережающие задания по теме,индивидуальная работа по карточкам.
-организовывать работы в парах и малых группах, чтение по ролям, перевод с русского языка на кабардинский и наоборот.
-соотнесения слов с рисунками, название предметов по картинкам ,удаления лишних понятий из заданных, распределение слов по тематическим группам; ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Часто использую интерактивную доску на уроках и внеклассных мероприятиях, которые провожу в виде деловой игры, дискуссии, ролевой игры, конференции, соревнований и т.п.
Значительная роль в учебном процессе по кабардинскому языку отводится межпредметным связям, в первую очередь, с русским языком и литературой. С одной стороны, знания, приобретенные при изучении других предметов, используются в процессе обучения кабардинскому языку, с другой стороны, информация, полученная с помощью кабардинского языка, обогащает и расширяет кругозор школьников, их знания по другим предметам.
Эффективно применение на каждом уроке наглядного материала: кабардинского алфавита с иллюстрациями, рисунков детей и иллюстраций к темам уроков и произведениям (сказкам, нартским сказаниям), рабочих тетрадей.
Учитель – это строитель, который по кирпичику складывает, начиная с фундамента и в конце должен получить личность. Приятно, когда видишь результат своих трудов. Считаю, что в современных условиях нужно использовать новые интерактивные технологии, которые позволят учителю установить тесный контакт с учеником, помогут сформировать навыки самостоятельного труда, научат сотрудничеству. На уроках использую презентации по теме, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
В конце хочу сказать, что моей конечной целью является повышение качества образования путем внедрения инновационных технологий, обеспечивающих ключевые компетенции учителя и ученика.
Спасибо за внимание!!!