«Школа для всех, школа для каждого»
МБОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко» является республиканской площадкой по реализации инновационного проекта «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». Целью проекта является создание условий для предоставления возможности учащимся с ограниченными возможностями по здоровью и детям-инвалидам на базе МБОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко» реализовать право на получение качественного и доступного образования через развитие инклюзивного образования.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: в обычную общеобразовательную школу принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №4» реализуется через следующие модели:
1) полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают ОУ наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам в одном классе, а также могут посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
2) частичная инклюзия – дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением ОУ и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также дети-инвалиды могут посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям ПМПК;
3) точечная инклюзия – дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).
В школе имеются специалисты, обеспечивающие сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов (педагог-психолог начального звена, педагог-психолог среднего и старшего звена, социальный педагог, учитель-логопед, медсестра, тьютор). Учителя прошли обучение в рамках курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию. Два педагогических работника прошли курсы профессиональной переподготовки - образование по специальности «дефектология».
В 2017 г. по запросу родителей/законных представителей в образовательное учреждение приняты дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Именно родители "особенных" детей настаивали на их включение в общеобразовательное учреждение, но в режиме функционирования отдельно класса.
Администрацией МБОУ «СОШ №4» были приняты управленческие решения об организации обучения детей с РАС. Изучив опыт организации обучения детей с РАС, подготовив соответствующую нормативную базу, было принято решение об открытии ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Ресурсный класс - специально сформированный класс для детей с особенностями развития, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная работа и реализуется организация сопровождения в регулярном учебном процессе. Ресурсный класс – это класс подготовки к занятиям в регулярном классе (наполняемость его не может превышать 6 человек). Функционирование Ресурсного класса позволит выстраивать образовательную модель, позволяющую ребенку с РАС обучаться в среде его нейротипичных сверстников и, одновременно, получать знания и навыки по специальной, адаптированной для него программе.
Выбор методов обучения относится к компетенции учителей- дефектологов. Но, изучая методику обучения детей с РАС, мы пришли к выводу, что ведущими методами в обучении таких детей во всем мире считаются методы, основанные на прикладном анализе поведения.
В ресурсном классе работают:
- Шиманская Наталья Геннадьевна (педагог-психолог, учитель-дефектолог);
- Боброва Татьяна Александровна (педагог-психолог, учитель-дефектолог), дополнительно исполняет обязанности тьютора;
- Горожанкина Анна Александровна (педагог-психолог), дополнительно исполняет обязанности тьютора.
- Губская Екатерина Александровна, учитель музыки;
- Шатова Татьяна Александровна, учитель физической культуры (адаптивной физкультуры).
Ресурсный класс — важная составляющая модели инклюзии, в которой создание условий, комфортных для всех учеников с особыми образовательными потребностями, становится одной из первоочередных задач. Создание ресурсного класса позволило детям с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями получать образования в школе, наряду с другими детьми.
Для ресурсного класса выделено отдельное помещение на первом этаже школы, разделенное на две зоны: зону учебных занятий и зону для сенсорной разгрузки.
Зона учебных занятий оборудована индивидуальными партами для обучающихся.
Зона для сенсорной разгрузки – это место, где ученики ресурсного класса могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки, набраться сил в случае усталости. В этом им помогает специальное сенсорное оборудование. В МБОУ «СОШ №4» сенсорная зона выделена в отдельное помещение, совмещенное с учебным классом.
В ресурсном классе ученики работают по индивидуально адаптированным для них программам. Дети приобретают и оттачивают навыки учебного поведения. Они учатся учиться в школе. Постепенно их готовят к присутствию на уроках в обычных классах. За каждым ребенком закреплен специально подготовленный тьютор – специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Помимо уроков учащиеся ресурсного класса занимаются в кружке «Живая природа» (СЮН). Также совместно с Республиканским филиалом Епархиального центра лечебной верховой езды «Благовещение» организованы еженедельные занятия иппотерапией. Иппотерапия во всем мире считается одним из лучших способов социализации детей с ОВЗ. Лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка и окружающей реальностью. При занятиях иппотерапией ребенок остается внутри своего, безопасного и привычного мира, но в тоже время вынужден взаимодействовать с окружением.
Ресурсный класс — это не место изоляции ученика, и, конечно, это не коррекционный класс в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая ученику с особенностями развития сочетать инклюзивное образование и индивидуальное обучение.
Директор Н.А. Пентезиди