ПРОТОКОЛ № 1
заседания Консультативного Совета по ДО
от 30 июня 2022г.
Присутствовали: 10 человек:
1. Тур И.В., методист ИАО МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР»;
2. Леднева Т.В., заведующая ДО №7 МБОУ «СОШ № 1»;
3. Мельниченко Е.Г., заведующая ДО №21 МБОУ «Гимназия № 2»;
4. Кононова И.В., заведующая ДО №16 МБОУ «Гимназия №2»;
5. Чернова И.В., заведующая ДО №2 МБОУ «Лицей № 3»;
6. Кравченко Н.А., старший воспитатель ДО № 11 МБОУ «Гимназия № 6»;
7. Савинова Т.И., заведующая ДО №17 МБОУ «Гимназия №6»;
8. Дужик Т.А., старший воспитатель ДО № 1 МБОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина»;
9. Старецкая И.П., руководитель ГМО воспитателей дошкольных отделений;
10. Приходько О.И., руководитель ГМО музыкальных руководителей дошкольных отделений.
Повестка дня:
1. Итоги работы в 2021–2022 учебном году: достижения, проблемы и перспективы.
1. СЛУШАЛИ:
Тур И.В., методиста ИАО МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» об итогах работы ДО в 2021-2022 учебном году:
«Для обеспечения качества дошкольного образования в городе выстроена эффективная система методического сопровождения педагогической деятельности, основанная на достижениях современной науки и практики, накоплением результативного опыта, а также взаимосвязи всех мер, направленных на повышение мастерства каждого педагога.
Единая методическая тема в городе: «Достижение современного качества образования как важнейший фактор успешной работы системы образования г.о. Прохладный КБР».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогических кадров в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования через работу в инновационном режиме.
Задачи:
- повышение уровня аналитической культуры педагогов в процессе профессиональной деятельности.
- актуализация роли педагогов в создании психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей в соответствии с ФГОС;
· объединение усилий педагогических коллективов в части применения инновационных образовательных технологий для ведения продуктивной деятельности.
Реализация задач осуществлялась по следующим направлениям:
– индивидуальное и групповое консультирование воспитателей и руководителей ДО по решению актуальных проблем образовательного процесса;
– координация методической работы: определение сети методических объединений, инновационных практик, направлений методического сопровождения.
Эти задачи реализовывались через систему практической работы со всеми категориями педагогических кадров, которая включала работу теоретических, практических семинаров, участие в вебинарах, городских методических объединениях, участие педагогов и детей в конкурсах различного уровня и т.д.
В каждом ДО ведется тематический контроль за ходом реализации программных мероприятий, реализуются программы воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями (законными представителями), педагогами (семинары, патриотические акции, смотры-конкурсы, Советы педагогов и т.д.).
Педагоги внедряют новые технологии в практику работы в ДО, благодаря чему дети идут в школу более подготовленными, увеличивают словарный запас слов, приобретают математические и другие навыки за рамками традиционной программы. Воспитатели сочетают занятия с кружковой работой. В ДО организована работа различных кружков: по художественно-эстетическому развитию, экологическому, физическому развитию детей. К работе в кружках привлекаются квалифицированные специалисты, педагоги дополнительного образования.
В дошкольных отделениях города в 2021-2022 учебном году организовано 73 кружка различной направленности (художественно - эстетической, познавательно-речевой, художественной, танцевальной, физкультурно-оздоровительной, развития мелкой моторики, экологической направленности, коррекции плоскостопия и осанки детей, развития логического мышления), что на 17 кружков больше, чем в 2020-2021 учебном году.
2020-2021 уч. год |
2021-2022 уч. год |
Отсутствие кружковой деятельности |
Динамика кол-ва кружков в ДО |
|
Платные |
34 |
36 |
в 2020 году в ДО: 1, 5, 14, 24 |
больше на 2 |
Бесплатные |
22 |
37 |
в 2021 году в ДО №5 |
больше на 15 |
Итого: |
56 |
73 |
4 ДО – 2020 г.; 1 ДО - 2021 г. |
больше на 17 |
По-прежнему не имеет кружковой деятельности ДО №5 ввиду того, что детский сад рассчитан только на 2 дошкольные группы, в нём нет специализированных отдельных помещений для проведения работы с детьми по дополнительному образованию. Однако, не смотря на это, руководству необходимо продумать воспитательно-образовательный процесс в учреждении так, чтобы в режиме дня обязательно присутствовала работа по интересам детей.
В апреле 2022 года на основании письма МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный» от 11.04. 2022 г. № 420 во всех ДО проведено анонимное анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по выявлению уровня удовлетворенности качеством услуг в дошкольных отделениях и составила 93%, что на 1% выше, чем в прошлом году. Самый низкий показатель 83% - ДО №11 МКОУ «СОШ №11», самый высокий - 100% - в ДО № 11 МБОУ « Гимназия № 6». Результаты мониторинга показали, что в г.о. Прохладный нет дошкольных отделений, работой которых родители (законные представители) воспитанников были бы недовольны. МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» принято решение - данную работу держать на постоянном контроле через организацию мониторинговых мероприятий.
Трудно говорить о преемственности дошкольного и начального общего образования между школой и ее структурными дошкольными отделениями, так как выпускники дошкольных отделений, как правило, идут в первый класс в иные общеобразовательные учреждения по принципу выбора не школы, а педагога. Тем не менее, членами ГМО учителей начальных классов отмечается достаточно качественный уровень подготовки детей к школе. Педагогами дошкольных отделений пристальное внимание уделяется формированию и развитию психических процессов, коммуникативных навыков, привитию навыков безопасного поведения на улице, дома. Воспитанники дошкольных отделений имеют опыт участия в конкурсах, фестивалях различной направленности (естественнонаучное, спортивное, техническое, художественное и пр.). При этом членами ГМО учителей начальных классов отмечен количественный рост детей, нуждающихся в помощи педагога-логопеда, так как младшие школьники при письме допускают ошибки логопедического характера. Упущение детей-логопатов – это снижение уровня качества образовательных результатов в школе. Такого характера неуспешность обучающихся особенно сказывается с взрослением детей. На протяжении нескольких последних лет испытывается проблема нехватки квалифицированных педагогов-логопедов, а в работе с детьми с ОВЗ, детьми -инвалидами - дефектологов. Такие специалисты должны быть во всех дошкольных отделениях и общеобразовательных учреждениях. Важность работы данного направления очевидна, начиная с дошкольного возраста, логопед работает над постановкой правильного произношения звуков, что в дальнейшем поможет сформировать грамотность устной и письменной речи, расширить словарный запас.
На сегодняшний день усилиями руководителей общеобразовательных учреждений сформирован положительный опыт работы педагогов логопедических пунктов лишь в нескольких дошкольных отделениях:
ДО № 2 МБОУ «Лицей № 3»;
ДО № 20 МБОУ «СОШ № 5»;
ДО № 22 МБОУ «СОШ № 4»;
ДО № 24 МБОУ «СОШ № 102».
Всего услугами логопунктов охвачено 108 детей. В сравнении с прошлым учебным годом (103 человека) охват увеличился на 5 человек, но охватить большее количество детей не представляется возможным в связи с нехваткой узких специалистов.
Даже при имеющихся проблемах и нехватке специалистов в течение отчетного периода достигнуты определенные показатели благодаря слаженной работе руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений. Из года в год наши педагоги демонстрируют профессионализм на конкурсах, занимаются самообразованием, в том числе и через участие в работе городской методической службы. Количественный и качественный показатель участия педагогов в мероприятиях городского и республиканского уровней (семинары, вебинары, конференции, конкурсы) стабилен.
Руководителями общеобразовательных учреждений: МБОУ «СОШ №1», МБОУ «Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Николая Матвеевича Диденко», МБОУ «Лицей №3», МБОУ «СОШ № 4 им. А.Г. Головко», МБОУ «Гимназия №6» эффективно ведется работа с педагогическими коллективами дошкольных отделений, тем самым отмечена активность и результативность участия педагогов в конкурсах профмастерства последние три года (2020 - 2022).
Работа МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» направлена на обеспечение целей, ориентиров и принципов государственной политики в сфере дошкольного образования.
С целью повышения уровня знаний и профессионального мастерства педагогов города в рамках методических объединений, постояннодействующих семинаров, консультативного совета проводились мероприятия, способствующие совершенствованию профессионализма руководителей, развитию творческих способностей и мастерства педагогов. Использовались разнообразные формы работы: семинары, круглые столы, деловые игры, обмен опытом, презентации, мастер-класс, творческая мастерская и др.
Во всех ДО разработаны годовые календарные учебные графики, утверждены основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на высоком уровне в образовательно-воспитательный процесс внедряются все виды контроля.
Руководители владеют системой информационного обеспечения, анализа, планирования, контроля по всем направлениям деятельности ДО.
У каждого ДО есть страничка на сайте школы, которая своевременно пополняется соответствующей информацией. Свой собственный сайт имеют ДО №2,3 МБОУ «Лицей №3» и ДО №1 МБОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина».
Уделяется большое внимание кадровому обеспечению образовательного процесса. 58 педагогов –(32,0 %) имеют высшее педагогическое образование, 116 педагогов (64%) – среднее специальное педагогическое.
Вопрос качества образования – один из самых актуальных в российском образовании.
Профессиональные курсы на базе ИПК и ПП ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский Государственный университет им. Х.М. Бербекова» прошли 65 педагогов. В этом учебном году отмечается рост педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в сравнении с прошлыми годами.
Также педагогами дошкольных отделений были пройдены курсы повышения профессионального мастерства по различным направлениям педагогической деятельности:
- «Цифровая грамотность как условие успешности специалистов» - 14 педагогов;
- «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)» - 29 педагогов;
- «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях» - 32 педагога;
- «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях» - 1 педагог;
- «Обеспечение санитарно – эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4. 3648-20» - 1 педагог;
- «Компьютер в современном офисе» - 1 педагог.
Необходимо отметить, что педагоги дошкольных отделений №2 и №3 ежегодно проходят курсы повышения квалификации разнообразной тематики, заинтересованы в расширении своих профессиональных компетенций.
Наблюдается небольшой рост педагогов с высшей квалификационной категорией. Однако и количество педагогов, не имеющих категории, тоже выросло. Руководителям дошкольных отделений необходимо продолжить работу в учреждениях по мотивации и стимулированию педагогов.
В ДО чётко организована работа по аттестации педагогических кадров. Анализ данных показывает, что в текущем учебном году количество педагогов, аттестующихся на первую и высшую квалификационную категорию, выросло в сравнении с прошлыми годами. Основная масса педагогов имеют соответствие занимаемой должности. Стоит отметить, что увеличилось число воспитателей не имеющих квалификационной категории. Доля таких педагогов велика в ДО №1, 14, 16, 18, 23 и не всегда это связано с обновлением педагогического коллектива молодыми специалистами, а с нежеланием повышать уровень своего профессионального мастерства.
Каждый детский сад имеет свои традиции, талантливых педагогов, использует интересные программы развития, проводит большую методическую и исследовательскую работу по многим направлениям.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и важным звеном дополнительного педагогического образования остаются городские методические объединения.
В ДО города работает 2 методических объединения под руководством опытных и грамотных педагогов и специалистов: Старецкой И.П. (ГМО воспитателей) и Приходько О.И. (ГМО музыкальных руководителей).
Работа ГМО строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
– тематические семинары;
– семинары практикумы;
– презентации;
– круглые столы;
– творческие отчеты;
– методические выставки;
– конкурсы профессионального мастерства;
- открытые просмотры.
План работы городских методических объединений составляется с учетом запросов педагогов, согласно информационно-диагностическим картам, а также на основании выявленных в ходе анкетирования затруднений.
Общей целью работы постояннодействующих семинаров, городских методических объединений педагогов является совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессиональных знаний и умений педагогов, улучшение организации учебно-воспитательного процесса, обобщение и распространение передового педагогического опыта в образовательных учреждениях города, повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Содержание мероприятий определялось приоритетными проблемами и способствовало повышению качества образования.
Каждое заседание имело следующую структуру:
• Информационная часть
• Практическая часть
• Рефлексия.
Так, в ходе реализации задач обучения вниманию участников ГМО были предложены:
-выступления из опыта работы;
-просмотр нетрадиционных форм занятий, режимных моментов, разнообразных видов детской деятельности;
-видео-просмотры занятий с комментариями;
-распространение педагогического опыта;
-мастер-классы.
24 ноября 2021 года в рамках заседания городского методического объединения воспитателей дошкольных отделений был представлен опыт работы федеральной инновационной площадки МБОУ «СОШ №4» ДО № 22 на тему «Формирование физической культуры детей дошкольного возраста».
Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе педагогического общения по освоению опыта формирования физической культуры детей дошкольного возраста в рамках деятельности инновационной площадки.
С сообщением «Особенности деятельности федеральной инновационной площадки «Формирование физической культуры детей дошкольного возраста» выступили заведующий ДО № 22 С.Б. Жукавина и старший воспитатель Г.В. Дужик. Основная цель федеральных инновационных площадок - это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов-практиков в образовательном пространстве сетевого взаимодействия.
Овсянникова О.В., педагог-психолог ДО №22, выступила с сообщением «Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста». Она презентовала технологию «Маленький дом большого здоровья», автор А.П. Щербак, по которой работает инновационная площадка.
Обзор практики реализации задач формирования физической культуры в рамках деятельности инновационной площадки ДО №22 представили Дужик Г.В., старший воспитатель, Я.А. Аршулик, инструктор по ФК, А.А. Ворон и И.С. Тернова, воспитатели дошкольного отделения.
Презентация опыта работы «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений спортивного тимбилдинга» продолжилась в ходе практикума, где участники смогли увидеть использование игр и упражнений спортивного тимбилдинга в работе с детьми, а также на практике окунуться в мир детства и опробовать некоторые из них.
По итогам семинара даны рекомендации в помощь педагогам дошкольных отделений города для изучения, осмысления и понимания основных приоритетных направлений формирования физической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
«Методическая копилка» МУ УО пополнилась новыми технологиями, методиками для использования в работе:
- «Маленький дом большого здоровья», автор А.П. Щербак, по которой работает инновационная площадка дошкольного отделения №22;
- «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений спортивного тимбилдинга»;
- практика «Физические упражнения и подвижные игры как средство оптимизации двигательной активности детей»;
- практика реализации задач формирования физической культуры в рамках деятельности инновационной площадки ДО №22.
01.12.2021г. на базе Дошкольного отделения №15 прошёл семинар для педагогов дошкольных отделений на тему: «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию».
Цель семинара: развивать эффективные формы и методы экологического образования и воспитания, развития экологической культуры дошкольников.
Вниманию педагогов было представлено тематическое развлечение для детей подготовительной группы «Земля - наш общий дом!».
Далее, с сообщением-презентацией «Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников» выступила воспитатель высшей квалификационной категории ДО №15 Шаповалова Л.П. Она познакомила педагогов с основными формами и методами работы, по экологическому воспитанию, сделав акцент на использование инновационных форм в работе с детьми.
Практикум «Ромашка», подготовленный педагогом Тамилиной Т.В., позволил воспитателям проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания.
Воспитателем Коноваловой Л.Р. было представлено сообщение-презентация на тему: «Опыт работы дошкольного отделения по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста», в котором она осветила систему экологического образования дошкольного отделения.
Памятки и рекомендации, полученные по итогам мероприятия, позволят педагогам на практике овладеть инновационными методами и формами экологического воспитания дошкольников.
16.02.2022 года опытом работы по формированию эстетически развитой личности дошкольника поделился педагогический коллектив дошкольного отделения №17 МБОУ «Гимназия №6».
Коллективом ДО №17 высказана идея того, что задача современного педагога заключается не в том, чтобы из дошколят сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.
Использование изобразительного искусства в детском саду позволяет ввести детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений.
16.03.2022 года опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через реализацию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе с учетом ФГОС ДО с коллегами поделились педагоги дошкольных отделений №8 и №12. Педагогами было отмечено, что одной из основных задач регионального компонента в дошкольных отделениях является приобщение ребенка к культуре родного народа и народов ближайшего национального окружения, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
По итогам семинара-практикума воспитателям были даны рекомендации.
Как никогда, сегодня актуальна театрализация в детском саду, которая позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Именно поэтому стал ценен опыт работы педагогического коллектива ДО №20 МБОУ «СОШ №5 им. В.К, Бойченко» по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках ГМО воспитателей (март 2022 г.) семинар-практикум для воспитателей ДО на тему: «Театрализованная деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». Вниманию гостей семинара представлены театрализованные постановки в подготовительных группах «Гуси – Лебеди на новый лад» - воспитатель Софиян И.Г., музыкальный руководитель Стригина Н.Ю. и «Теремок» на английском языке – старший воспитатель Савельева Е.В., музыкальный руководитель Стригина Н.Ю. Воспитатель ДО №20 Митюрёва В. А. рассказала о теоретических основах организации театрализованной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. «Галерею образов» гостям представила воспитатель Мамхегова С. В.
25.03.2022 года в дошкольном отделении №7 МБОУ «СОШ №1» состоялся постояннодействующий семинар для заведующих и старших воспитателей ДО «Дополнительное образование - как необходимый компонент современного образования».
Заведующий ДО Леднева Т.В. представила подробную информацию по организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС.
Педагоги работают как по программам, рекомендованным к использованию Управлением образования городского округа Прохладный КБР, так и по собственным авторским и рабочим программам, утвержденным на Совете педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
По завершении семинара даны методические рекомендации для использования на практике по организации дополнительного образования в дошкольных отделениях.
Нельзя не отметить важность проведения теоретических семинаров в рамках ГМО. На базе ДО №22 МБОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко» (апрель 2022г.) проведено ГМО музыкальных руководителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности», в ДО №23 «Вишенка» МБОУ «СОШ №102 им. А.В. Крестьянинова» прошло методическое объединение музыкальных руководителей ДО по теме «Эмоциональное развитие детей в музыкально-игровой деятельности с включением регионального компонента» (май 2022 г.). По мнению гостей отмечены положительные моменты: использование русских народных игр с пением, подвижных кабардинских и балкарских игр, яркие эмоции детей, стилизованные костюмы детей и взрослых. Все это хорошо объединялось с танцевальными и вокально-хоровыми номерами. Светлана Викторовна охотно поделилась музыкой и сценарием с музыкальными руководителями.
В конце мероприятия состоялось подведение итогов и был предложен обмен мнениями. Музыкальные руководители получили рекомендации по музыкально-игровой деятельности с включением регионального компонента.
31 мая 2022 года в ДО №17 МБОУ «Гимназия №6» прошло итоговое методическое объединение музыкальных руководителей, посвящённое теме «Региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников».
Цель заседания - повышение компетентности музыкальных руководителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
Руководитель ГМО, Приходько О.И, показала презентацию «Региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в контексте ФГОС в ДО» и рассказала о приобщении дошкольников к национальной культуре народов в Кабардино-Балкарии в дошкольном отделении №17.
Музыкальные руководители города представили опыт работы в подготовке к мероприятиям, посвящённым 100-летию образования Кабардино-Балкарии «Пою тебе, мой край родной».
Подводя итоги работы постояннодействующих семинаров, городских методических объединений ДО за прошедший учебный год, хочется отметить, что план работы выполнен в полном объеме. Большинство руководителей ДО и педагогических коллективов работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку. Главное в их работе: постоянный поиск новых форм и методов работы с детьми и педагогами, управления качеством образования в ДО, выявление талантливых, творчески работающих педагогов, активизация их профессионального мастерства.
Повышение квалификации - это не только участие в курсовой подготовке, работе ГМО, но и участие в конкурсах профмастерства, что позволяет выявить талантливых педагогических работников ДО, повысить их социальный статус и профессиональное мастерство.
В соответствии с приказом № 35 от 03.02.2022 года в г.о. Прохладный КБР в феврале-марте 2022 года проведён муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году. В конкурсе приняли участие 5 педагогов дошкольных отделений г.о. Прохладный.
Все этапы конкурса (конкурсное испытание «Интернет-портфолио», задание «Моя профессия и мой успешный проект», «Педагогическое мероприятие с детьми», «Мастер-класс») довольно сложные, требующие тщательной подготовки. Конкурсантки проявили упорство в достижении намеченных целей. Ощущалась поддержка коллег, которые помогали на всех этапах конкурса.
На основании протоколов жюри определился победитель Конкурса: Бондарь Н. А., воспитатель ДО №7 МБОУ «СОШ №1».
Призёрами конкурса (II место) признаны 2 участницы:
- Чугунова Я.Д., воспитатель ДО №12 МБОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко»;
- Хандохова З. Х., воспитатель ДО №2 МБОУ «Лицей №3».
Призёр конкурса (III место) - Киричко Л. Г., воспитатель ДО №16 МБОУ «Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Николая Матвеевича Диденко».
Финалисткой конкурса жюри определило Кобзареву З. Н., воспитателя ДО №6 МБОУ «Гимназия №6».
Несмотря на положительные тенденции в этом направлении, хочется все же отметить, что проблемой остается нежелание многих дошкольных учреждений участвовать в конкурсном движении, а также низкий уровень их подготовки.
При подготовке участников конкурса руководству ДО следует учитывать следующие недоработки, выявленные в процессе прохождения конкурсных испытаний:
1. При проведении мастер-класса конкурсанты должны донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность и найти новые формы и методы, которые можно использовать в работе. В идеале это не удалось никому. Хотя все участники добросовестно подготовились, но не хватило грамотной методической поддержки.
2. В ходе проведения мастер-класса практически все участники в той или иной мере допустили типичные ошибки, такие как:
- отсутствие комментария к демонстрируемому приему;
- отсутствие проблемы, выводящей на тему мастер-класса;
- идентификация участников с детьми;
- отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
3. В самопрезентациях педагогов недостаточно раскрыта содержательность профессиональной деятельности педагогов.
4. Некоторые проекты оформлены с методическими ошибками, которые допущены как в логике преподнесения, так и в формулировке задач проектной деятельности, не выделены задачи для педагогов, родителей.
5. В отдельных презентациях не прослеживается отражение индивидуального стиля профессиональной деятельности педагогов, слабо продемонстрированы формы, методы и средства педагогической деятельности. Темы проектов не соответствуют индивидуальной методической теме, по которой работает педагог.
В связи с этим, необходимо активизировать работу по привлечению педагогических дошкольных коллективов к участию в конкурсном движении разного уровня.
В республиканском этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году, который состоялся в мае 2022 года, от г.о. Прохладный КБР приняла участие победитель муниципального этапа - воспитатель ДО №7 МБОУ «СОШ №1» - Бондарь Наталия Александровна. Педагог поделилась опытом использования нетрадиционных технологий в работе с детьми (изготовление и использование пособий в технологии термотрансферной печати и др).
По итогам всех испытаний Наталия Александровна стала лауреатом республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году, заняв почётное 2 место.
18 февраля 2022 г. в рамках VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова проходили соревнования в категории «Навыки мудрых» (50+) по компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Дошкольное обучение». Город Прохладный представила воспитатель детского сада №22 МБОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко» Лариса Михайловна Туник. Конкурсное задание в компетенции «Дошкольное воспитание» модуля С «Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста» включало разработку и проведение сюжетно-ролевой игры с элементами самостоятельной деятельности детей, в качестве которых выступали волонтеры. Тема – «Парикмахер». За два с половиной часа конкурсантам нужно было продумать методы и приемы, направленные на решение целей фрагментов мероприятия, разработать организационно-мотивационную беседу с детьми (волонтерами), дидактическую игру с использованием ИКТ-оборудования в соответствии с содержанием 30%, целями фрагментов мероприятия и с соблюдением техники безопасности и санитарных норм, распределить роли и т.д. На выполнение задания отводилось 20 минут. Во второй половине дня педагогам дошкольного образования предстояло выполнить задание модуля В «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации», в ходе которого нужно было продемонстрировать умение планировать проект для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя, оформлять презентацию для демонстрации на родительском собрании.
На основании приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи №22/815 от 09.09.2021 г. “О проведении мониторинга качества дошкольного образования детей от 2 месяцев до 7 лет в КБР в 2021 году” в г.о. Прохладный выбрано 4 дошкольных отделения методом репрезентативной выборки:
- ДО №16 и ДО № 21 МБОУ “Гимназия №2”;
- ДО №19 МБОУ ”СОШ №5”;
- ДО №10 МКОУ “СОШ №11”.
Это 19% от общего количества ДО в муниципалитете.
Проведены:
- самооценка педагогами ДО с использованием электронной формы «Листа самооценки педагога ДОО» в ЕИП МКДО;
- внутренняя оценка качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования в ДО рабочей группой ДО;
- внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа Шкал МКДО в части показателей качества Уровня 1;
- внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа МКДО в части показателей качества Уровня 2 администрацией ДО / координатором ДО;
- независимая оценка качества дошкольного образования через опрос родителей / законных представителей воспитанников ДО, сбор и анализ его результатов в разрезе областей качества МКДО. Формирование отчета о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в ДО;
- организация и проведение внешнего экспертного мониторинга качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДО.
Количество педагогов, зарегистрировавшихся в системе и заполнивших лист самооценки - 36. Количество групп ДО, зарегистрированных в системе МКДО 2021 - 23. Количество родителей (законных представителей) воспитанников - 245.
Результаты самооценки педагогов по областям качества показывают довольно низкий результат по шкале: условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. С точки зрения родителей (по итогам анкетирования) этот показатель выше, чем по результатам самооценки педагогов, потому что детей с ОВЗ и инвалидов в ДО мало (18 детей) из-за отсутствия надлежащих условий (специально оборудованное пространство, обеспечивающее коррекционную, реабилитационную работу, социальную адаптацию и деятельность по профилактике нарушений развития детей с ОВЗ) и специалистов для работы с данной категорией детей.
Результаты самооценки педагогов по областям качества (по 5-балльной шкале)
Образовательные ориентиры
Образовательная программа
2.72
Содержание образовательной деятельности
3.20
Образовательный процесс
3.15
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами
1.70
Взаимодействие с родителями
3.31
Образовательные условия
3.17
Здоровье, безопасность и повседневный уход
3.43
Управление и развитие
3.41
В процессе мониторинга анкетирование о качестве образования в ДО прошло 245 родителей /законных представителей.
Результаты оценки качества образования с точки зрения родителей / законных представителей (степень удовлетворенности) по областям качества (по 5-балльной шкале):
Образовательные ориентиры
3.99
Образовательная программа
4.13
Содержание образовательной деятельности
4.14
Образовательный процесс
4.17
Образовательные условия
4.11
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
3.05
Взаимодействие с родителями
4.25
Здоровье, безопасность и повседневный уход
4.25
Управление и развитие
4.07
Направления деятельности по повышению качества дошкольного образования в муниципалитете:
· сотрудничество и взаимообучение в рамках деятельности городских методических объединений;
· обеспечение реализации права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное, качественное и бесплатное образование. Создание в ДО групп компенсирующей и комбинированной направленности;
· содействие повышению квалификации педагогических работников и специалистов системы дошкольного образования города в области оценки качества дошкольного образования;
· анализ потребности в квалифицированных кадрах в сфере дошкольного образования;
· координация деятельности ОУ по обеспечению объективности процедур МКДО.
По итогам мониторинга на информационной платформе МКДО будет сформирован отчет о качестве дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу в муниципалитете. Мониторинг качества дошкольного образования проходит с 1 октября 2021 года по настоящее время.
По итогам мониторинга качества дошкольного образования в муниципалитете можно сделать следующие выводы:
·наблюдается недостаточность и недоукомплектованность кадрами (воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре);
· неполный объем/отсутствие специализированных оборудованных кабинетов;
· отсутствие условий и специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Таким образом, методическая работа в 2021-2022 учебном году велась планомерно, была направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала коллектива в целом.
Комплексный мониторинг, включающий наблюдение, оценку и прогнозирование развития системы дошкольного образования позволил сделать вывод о том, что система образования в городе направлена на внедрение в образовательный процесс вариативных программ и технологий, которые способствуют повышению качества дошкольного образования.
Вместе с тем, имеется ряд недостатков и проблем, которые негативно отражаются на качестве дошкольного образования:
1. Тяжёлой проблемой становится увольнение логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, инструкторов по физической культуре. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в ДО не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Однако, при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.
2. Материальная база детских садов, оборудования нуждается в обновлении.
3. Неполный объем/отсутствие специализированных оборудованных кабинетов;
4. Отсутствие условий и специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
5. Нежелание педагогов участвовать в конкурсах профессионального мастерства из-за того, что нет материальной заинтересованности, как это было ранее.
6. Слабая подготовка или даже отсутствие помощи педагогам, которые принимают участие в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года» со стороны заведующих и старших воспитателей».
СЛУШАЛИ: заведующего ДО №16 МБОУ «Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Николая Матвеевича Диденко» Кононову И.В.:
«очень трудно в условиях отсутствия финансирования привлекать воспитателей к участию в профессиональных конкурсах. Да, это, конечно, надо, но педагоги с трудом соглашаются».
СЛУШАЛИ: руководителя ГМО воспитателей ДО Старецкую И.П.:
«во многих дошкольных отделениях отсутствуют старшие воспитатели, что усложняет работу по методическому обеспечению педагогического процесса».
СЛУШАЛИ: методиста ИАО Тур И.В.:
«В связи с вышеизложенным перед дошкольным образованием города можно поставить следующие задачи на 2022-2023 учебный год:
1. Заведующим и старшим воспитателям планомерно проводить разъяснительную работу с педагогами по привлечению большего числа к участию в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года», а также оказывать помощь педагогам в подготовке конкурсных материалов, самопрезентаций, проектов.
2. Заведующим и старшим воспитателям ДО обратить должное внимание на увеличение количества педагогов, аттестующихся на высшую и I квалификационную категории.
3. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное, качественное и бесплатное образование. Создание (по возможности) в ДО групп компенсирующей и комбинированной направленности.
ПОСТАНОВИЛИ: итоги работы за 2021-2022 учебный год и задачи принять к сведению для дальнейшего улучшения методической работы по дошкольному образованию в городе.