ИГМО учителей филологического цикла
и общественных дисциплин
22 октября 2019 года состоялось очередное заседание интегрированного городского методического объединения учителей филологического цикла и общественных дисциплин.
Тема заседания: «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в свете требований ФГОС».
На заседании обсуждались важные вопросы преподавания русского языка и литературы, такие, как "Особенности подготовки к написанию сочинения по литературе в 11 классе», подготовила Амирян А.С.,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ "Гимназия №2", «Эффективность традиционных и нестандартных форм и методов обучения русского языка в 5-8 классах» подготовила сообщение Кулеш Н.А., учитель МБОУ «СОШ № 4», «Вопросы развития устной речи в рамках подготовки к устному собеседованию в 9 классе», подготовила сообщение учитель МБОУ «Лицей №3» Салова Ольга Павловна.
Амирян А.С. отметила, что ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Ни для кого не секрет, что данное сочинение может принести абитуриенту до 10 баллов при поступлении в вуз - весомый бонус к сумме баллов. Но не все в этой жизни соизмеряется с выгодой. Куда весомее попытаться возродить традиции русской школы, в которой чтение и изучение литературы играло важную роль. Тем более характер надпредметности сочинения включает общие речевые компетенции обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументируя свою позицию с обязательной опорой на литературный материал. Немаловажной задачей введения итогового сочинения является и формирование личностной зрелости детей.
Исходя из всех составляющих, учитель пришла к следующей цепочке, имеющей место при подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе - "проблема художественного произведения формирование морально-этической нормы социализация".
Особенность подготовки к данному виду контроля состоит в том, по мнению учителя Амирян А.С., что введение элементов итогового сочинения должно начаться уже в 5 классе. Например, в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Ворона и Лисица" акцентируется внимание детей на понятии "ЛЕСТЬ". После работы с толковым словарем и выяснения лексического значения слова, проводится беседа с привлечением примеров из жизни учащихся. Таким образом, происходит включение в урок отдельных практических заданий, связанных с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания итогового сочинения.
Важным при подготовке к итоговому сочинению является рассмотрение его структуры. Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей:
Вступление, основная часть, заключение
Основная часть включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид: вступление, основная часть:
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению и соблюдению норм грамотности.
В сообщении учителя МБОУ «СОШ № 4» Кулеш Н.А. раскрывались важные аспекты преподавания в 5-8 классах и касались уроков нестандартного типа.
Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Учитель отметила, что в наше время мы наблюдаем снижение интереса к русскому языку, низкий уровень грамотности. Необходимо не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Большую роль в этом играют нестандартные уроки и формы проведения уроков.
Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Десять тысяч уроков – вот сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для учителя, и для ученика. А значит, урок будет нерезультативен. Школа во все времена была чутким барометром, отражающим атмосферу и настроение в обществе. Сейчас наше общество переживает непростые времена, и эти же изменения происходят и в школьных коллективах. Падает интерес к образованию, у школьников нет желания овладевать азами наук, особенно гуманитарных. Более всего это сказывается на таких предметах, как русский язык.
Нестандартный урок как нельзя лучше соответствует новой концепции образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привитию интереса к учёбе, в том числе и к изучению русского языка и литературы. Именно нестандартные уроки направлены на преодоление «близкого, удушающего единообразия» в преподавании.
В сообщении учителя Саловой О.П. отмечалось, что устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с включением цитаты;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые были предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России. На выполнение работы каждому участнику отводилось около 15 минут. В процессе проведения собеседования велась аудиозапись.
При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Оценивалось итоговое собеседование по системе «зачет»/«незачет».
Сейчас мы имеем перед собой набор очень корректных заданий, к выполнению которых надо подготовить выпускника основной школы. По замыслу составителей, или на уровне дальнейшей образовательной цели, такая работа должна / может обеспечить освоение учащимися и педагогами-филологами основ коммуникативно-речевой компетенции.
В завершение заседания русского языка и литературы участники отметили, что в современных условиях нужно использовать новые технологии, которые позволят учителю установить тесный контакт с учеником, помогут сформировать навыки самостоятельного труда, научат сотрудничеству, а главной целью образования является повышение качества образования путем внедрения инновационных технологий, обеспечивающих ключевые компетенции учителя и ученика.
Старший методист МО Сирица Н.В.,
руководитель ГМО учителей филологического цикла и общественных дисциплин Цацаниди Е.К.